Внедрение ФГОС

name-header2

  

Официальный сайт ФГОС

ФГОС сайт ДОиМП ХМАО-Югры

ФГОС сайт портала системы образования г.Нижневартовска

План действий (дорожная карта) по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в МБДОУ ДСКВ № 31

 Внедрение ФГОС в МБДОУ ДСКВ № 31 "Медвежонок"

Приказ №1155 от 17.10.2013 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"

 Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ознакомится

 Консультационная поддержка Федерального института развития образования

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО

ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется по пяти направлениям, соответствующим основным группам участников образовательных отношений:

1. Родители.

2. Дошкольные организации. Педагоги. Руководители.

3. Партнеры ДО.

4. Органы управления образованием. Муниципальные. Региональные. Федеральные.

5. Другие участники образовательных отношений.

Для каждой из групп предусмотрен свой раздел системы информационной поддержки. 

Вопросы, связанные с внедрением ФГОС ДО по содержательному принципу собраны в следующие группы вопросов: 

Содержание. Вопросы на понимание содержания ФГОС ДО и новых требований к образовательной деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение. Вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением деятельности образовательной организации, работающей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 

Сроки. Вопросы, связанные со сроками перехода на ФГОС ДО, графиками разработки нормативно-правовой организации и подготовки другой необходимой сопроводительной документации, а также сроки других мероприятий, связанных с внедрением ФГОС ДО..

Педагогическая деятельность. Кадровое обеспечение. Вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров и информационно-консультационной поддержкой педагогов на этапе перехода на ФГОС ДО.

Работа с родителями. Вопросы, связанные с организацией, нормативным обеспечением взаимодействия ДО с родителями.

Коррекционная работа с детьми. Вопросы, связанные с коррекционной педагогикой и соответствующим обеспечением образовательной деятельности.

Дополнительное образование. Дополнительные услуги. Вопросы, связанные с организацтей дополнительного образования дошкольников, оказанием дополнительных услуг за дополнительную плату внутри ДО/за пределами ДО. 

Материально-техническое обеспечение. Вопросы, связанные с новыми требованиями к МТУ образовательной деятельности ДО, в том числе, с комплектованием предметно-пространственной среды, комплектования учебно-методическими и дидактическими материалами и пр.

Финансовое обеспечение. Вопросы, связанные с финансированием образовательной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС.

Управление. Вопросы руководителей дошкольных организаций, связанные с организацией процесса перехода на ФГОС и общим управлением ДО в новых условиях, в том числе, связанных с хозяйственной деятельностью.   

Ответственные лица. Вопросы, связанные с поиском ответственных в принятии решений, связанных с образовательной деятельностью дошкольной организации.

Отчетность и ЕИС. Вопросы, связанные с подготовкой различных формам отчетности и сроков их предоставления, а также с различными требованиями о предоставлении данных в различные органы, требования к информационным системам дошкольной организации и взаимодействию с централизованными информационными системами.    

Связь с предыдущим. Вопросы о возможности использования предыдущего опыта, используемых программ, материально-технического обеспечения и т.д. в условиях ФГОС.

Мероприятия.Вопросы о мероприятиях, которые проводятся и могут проводиться на этапе внедрения ФГОС. 

Обмен опытом. Вопросы-просьбы описать примеры, опыт реализации мероприятий по внедрению ФГОС или его составляющих в регионах и отдельных образовательных организациях.

Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

Решение проблем. Вопросы-просьбы о содействии во взаимодействии с органами управления образованием, институтами повышения квалификации, институтами развития образования и пр.

Психологическая поддержка. Вопросы нервно-рефлексивного характера, демонстрирующие личное отношение к различным документам, мероприятиям и деятельности ответственных лиц, требующие поддержки профессионального психолога.

Информационная поддержка осуществляется на федеральном информационном портале.

ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ФГОС ДО «по полочкам». Вопросы и ответы для дошкольных организаций

1.      Содержание.

Глоссарий, раскрывающий значение используемых во ФГОС ДО понятий находится в разработке.

2.      Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос : Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов, обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации.

Ответ: Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года. План действий опубликован на сайте ФИРО: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO.pdf

Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации).

На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ,  учредителями образовательной организации и самой организацией.

Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО?

Ответ: На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года.

Вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении основной образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

Ответ: Основанием для разработки (изменения) основных общеобразовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки основных образовательных программ.

При составлении основной образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года.

Вопрос: Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА?

Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

3.      Сроки.

Вопрос:  Установлен ли срок на переход ДОУ на ФГОС ДО?

Ответ: В  соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления закона в силу, т.е. уже с 1 сентября 2013 года.

              Приказом от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вступления в силу ФГОС ДО.

При этом, Рособрнадзор обращает внимание в своем Письме от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 на статью 108 часть 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года и подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

Таким образом, срок переда ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

4.      Педагогическая деятельность. Кадровое обеспечение.

Вопрос: Будут ли даны методические рекомендации с требованиями ФГОС ДО по внесению изменений в должностные инструкции работников дошкольных организаций, изменению штатных расписаний?

Ответ: В плане Минобранауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена.  Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе.

При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88.

При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н (http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html).

5.      Работа с родителями.

Вопросы, связанные с организацией взаимодействия с родителями принимаются.

6.      Коррекционная работа с детьми.

7.      Дополнительное образование. Дополнительные услуги.

8.      Кадровое обеспечение.

9.      Материально-техническое обеспечение.

10.  Финансовое обеспечение.

11.  Управление.

12.  Ответственные лица.

13.  Отчетность и ЕИС.

14.  Связь с предыдущим.

Вопрос: Что делать организациям, которые давно и успешно работают по программам, разработанным на основе одной из распространенных в РФ комплексных программ?

Ответ:  Все образовательные организации должны переработать свои основные образовательные программы или разработать новые для обеспечения их соответствия требованиям ФГОС ДО. В том числе, все используемые ранее и распространенные программы должны быть переработаны и приведены в соответствие с ФГОС ДО и только после этого могут быть использованы в качестве базы для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

15.  Мероприятия.

16.  Обмен опытом.

17.  Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

18.  Решение проблем.

19.  Психологическая поддержка.

 Вопрос: Рособрнадзор в своем письме от 07.02.2014 указывает на то, что переходный период на ФГОС ДО устанавливается до 1 января 2016 года. Означает ли это, что на разработку новых основных образовательных программ и других нормативно-правовых актов, связанных с внедрением ФГОС ДО нам выделяется 2 года и до 2016 года мы можем работать по своим текущим программам?

В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, с момента вступления в силу ФГОС ДО (с 1 января 2014 года) дошкольная организация обязана обеспечить соответствие своих образовательных программ его требованиям.

При этом в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ жесткий контроль за переходом на новые основные образовательные программы к образовательным организациям применяться не должен.

Именно об этом и пишет Рособрнадзор, в упомянутом Вами письме, № 01-52-22/05-382 от 07.02.2014. http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/pismo_v_subekty.pdf, указывая не недопустимость соответствующих требований к дошкольным организациям в этот период.

В этом же письме Рособрнадзор, конкретизируя этот период, ссылается на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки от 10 января 2014 года №08-5. Согласно данному письму в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

С этого момента, вышеупомянутый незавершенный цикл завершится и уполномоченные государственные органы получат полное право требовать от дошкольной организации соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ДО.

А вот свои наименования и уставы дошкольные организации смогут дорабатывать и утверждать вплоть до декабря 2015 года, чтобы с 1 января 2016 года, согласно также упомянутой в письме Рособрнадзора части 5 статьи 108  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года обеспечить их полное соответствие требованиям данного Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика